Если человека долго не видно, он либо умер, либо стал учителем — такая поговорка была у ранних греков. Она хорошо иллюстрирует дело настоящих учителей, которые трудятся, чтобы люди росли и развивались, чтобы учились мыслить и становились собой. Поэтому они не замечают времени, денег, статуса, престижа и вообще ничего, кроме этого дела — образования. Образование — это самый живой процесс развития, поэтому нельзя им заниматься, придерживаясь категоричных позиций, ограниченных методик и всего, что не движется — это по природе не соответствует образованию. Поэтому хороших учителей не видно, а видимыми их делают ученики. Как Конфуция или Сократа. Но не нужно быть плохими читателями и прочитать так, будто я сказал, что настоящий учитель должен жить без денег, времени, статуса и престижа. Просто это не то, что его определяет. У него должно быть всё это. Учитель и преподаватель — это главное, что у нас есть. Мне странно, что люди настолько глупы, чтобы не замечать этого и что-то там рассказывать про экономику, политику, науку, технологии и проч. Если мы научим хороших политиков — у нас будет годная политика, которая опирается не на интересы одних, вопреки интересам других, но на интерес человека. Вам плевать, кто там во власти, вы хотите жить счастливо: в достатке, без бытовой нужды, с возможностью делать то, что вы хотите, и быть тем, кем вы хотите. Это и есть политика. Всё остальное — это пустая болтовня в пиджачках, которая создаёт народу проблемы. Я могу продолжить ряд, но не буду, ибо он слишком очевиден и поддаётся формуле — научи хорошо любого, и он будет делать это хорошо. Как это сделать — предмет не этого очерка. Преподаватель — это главный человек в государстве, образование — это главное дело в государстве. Всё остальное последовательно выходит из него. Докажу это на одном примере. Медицина обеспечивает здоровье граждан, значит нам нужна хорошая медицина. Как получить хорошую медицину? Иметь хороших врачей, умеющих хорошо лечить людей. Где их взять? Научить. Точно так же надо научить всех. Откуда ложь, кражи, убийства, если человек познал нравственность и ценит жизнь? Откуда религиозные войны, если человек познал смысл религии и знает, что это — способ познания, а не qredo qui absurdum? Заповеди Христа, суры Корана, Палийский канон — это то, что мы должны понять, а не принять. Войны встречаются на перекрестке категоричных позиций, а все категоричные позиции от невежества. Главный инструмент невежества — некритично принятая на душу позиция, какой бы она ни была. Мы узнали недавно, что можно устраивать гонения, убивать и унижать, будучи формально самой миролюбивой религией — буддизмом. Проблема ли это буддизма? Нет, это проблема тех, кто научил такому буддизму, такому исламу, такому христианству и так далее. Мы должны научить учителей, которые научат нас. На кой фиг нам нужен разум и все его многовековые достижения, если мы всё так же беспечно обращаемся не к нему, а ко всякой чуши — играем в политику, изобретаем новые айфоны? На кой фиг айфон человеку, который всё время играет на нём в игры и смотрит безыскусные сериалы? Перед ним вся сеть со всей информацией, которая может помочь ему прямо сейчас перестать быть бездарем и плебеем духа. В этом достижение Джобса. Голос разума — главный голос, а голоса закона и формы лишь тогда в праве звучать, когда они соответствуют разуму. Соответствуют ли действия Мадрида в Каталонии закону? Да. Соответствуют ли они разуму? Нет. Этого можно добиться, только положив образование в основание государственности как таковой. Следует так и сделать. Следует бороться за это, а не за фамилии политиков и формальное право. Если мы хотим мира и развития, образование должно стать нашим флагом, гимном и кредо. С образования мы должны начинать, и к образованию мы должны идти. P. S. Здесь очень много слов «должен» и его форм, что плохо для доказательной стороны дела. Если бы этот текст требовал доказательств и размеренной академичности, я был бы более аккуратен и внимателен, но в данном случае он таков, потому что его цель — выразить мою позицию и отношение. К тому же, я уверен, что истина, высказанная мной в тексте, ясна вам и вообще не требует специальных доказательств.